Я песнь пою тебе сегодня...
Я песнь пою тебе сегодня,
Мой Костромской район,
Мне здесь живется так привольно,
И для души такой простор!
Твои поля, леса, реки,
Зовут меня, к себе маня,
Здесь даже солнце ярче светит,
Как будто только для меня.
Здесь дом мой, и моя семья,
Чего еще желать мне!
Когда мы вместе для меня
Иного нету счастья.
Людьми район мой знаменит,
И я горжусь по праву,
Что здесь живу, и здесь учусь,
Дела их продолжаю.
Живи район и процветай,
На радость всей округе,
Свои богатства умножай,
Чтоб лучше жили люди.
Я живу в Российской глубинке,
И совсем не жалею о том,
Только здесь можно видеть зарницы,
Только здесь мое сердце поет!
Костромская земля! Сколько удивительно красивых мест находится на твоей территории и каждое по-своему дорого нам. Одни могут похвастаться уникальными памятниками, другие прекрасными заповедниками, третьи памятными местами, связанными с выдающимися деятелями истории и культуры.
А мы хотим пригласить вас в обыкновенную русскую деревню, которая нам очень дорога.
Родная сторона…
Здесь тишь и благодать.
Здесь запах сочных трав,
И шум березок стройных,
И песнь ручья, и трели соловья,
И солнце здесь теплее светит.
Наша деревня Жданово очень красивая. Она расположена в 16 верстах от города Костромы. Совсем недавно мы не знали о нашей деревне почти ничего. Это и подтолкнуло нас к поиску архивных документов, к встрече со старожилами нашей деревни. И вот, что мы узнали.
Село Жданово (именно так оно именовалось раньше) находилось в бывшем Сущеве стане. Село с деревнями Шувалово, Жерновки в конце 16 века принадлежало костромскому боярину Федору Колычеву – Умному. От Колычева село по наследству перешло к боярину С.И. Морозову, а его вдова завещала село Московскому Чудову монастырю. В 1611 году село было разорено воеводой Костромы И.П. Шереметьевым. Позже Жданово принадлежало князю Н.А. Вяземскому и в 1763 году по наследству перешло к С.И. Чичагову.
В 1824 году в селе была построена Покровская церковь. При церкви была церковно-приходская школа. Она была открыта местным священником. Помещалась школа сначала в церковной сторожке, затем в особом, устроенном обществом прихожан деревянном здании. Содержалась школа на средства прихожан, на средства священника и пособия из Костромского уездного отделения Епархиального училищного совета. К 1 декабря 1892 года в ней обучались 12 мальчиков и 6 девочек. Начиная с 1896 года, школа ежегодно выпускала мальчиков с льготой на воинскую повинность. Детей обучали грамоте, арифметике, слову Божьему.
Со временем школа, где было всего два класса, стала четырехклассной. Детей начала обучать первая сельская учительница Мошкова Мария Алексеевна. В начале 30-х годов 20 века эта школа сгорела, и детей временно поместили в здание сельского совета.
В 1936 году на собранные средства была построена новая деревянная школа, которая стала называться Ждановская семилетняя школа. Парадный вход был сделан из кирпича (в селе был свой кирпичный завод). В школе было 7 классных комнат, учительская и большой коридор, кухня, где кипятили воду для мытья полов. В классах были высокие потолки, большие окна. В каждой классной комнате стояла печь. В холодное время года помещение отапливалось дровами, которые заготавливал колхоз. Дети помогали пилить, колоть и укладывать дрова в поленницы. Печи топили уборщицы рано утром до занятий, до прихода детей. Но в сильные морозы все равно было холодно, замерзали чернила, и дети и учителя сидели в пальто. В Ждановскую школу ходили дети из деревень Сущево, Акулово, Белово, Болтоново, Некрасово, Белово, Бурово, Пашино, Строшево, Кузьмище, Сенцево, Селифонтово и других. Ходили пешком по бездорожью, некоторые снимали квартиры в Жданове, некоторых подвозили на лошадях. Первым директором семилетней Ждановской школы был Кузнецов С. Д.
В 1936-1937 годах началось разорение церквей. Дошла очередь и до нашей красавицы. "Не забыть то время,- вспоминал М.И. Князев, старожил деревни,- приехали татары на лошадях с повозками, стали рушить кирпичную кладку ограды, а потом и до самой церкви добрались. Народ сбежался, кричал, пытался прогнать варваров, но все было напрасно".
От рева женщин гул стоял,
Детишки жались к материнской юбке,
А лом стучал, и рушилась стена
Страданий, веры и надежды.
Впоследствии кирпич использовали на закладку фундамента сгоревшей школы.
Так церковь была нарушена, иконы растащены. Она и сейчас стоит полуразрушенная. Одно радует, что после полувека заброшенности на нашу церковь наконец-то обратили внимание. Указом архиепископа Костромского и Галичского от 13 февраля 2002 года Покровская церковь приписана к Богородско - Казанской церкви в с. Ильинском, что является первым шагом к ее возрождению. Местные жители и мы, учащиеся, тоже принимали участие в облагораживании территории возле церкви.
В свое время в селе был завод по выделке овчины, а также маслозавод. Молоко сносили со всего села особенно в пост, делали сыр, брынзу. На окраине Жданово стоял небольшой кирпичный завод, где делали кирпич из песка и глины.
"Молодежь на селе раньше любила не только хорошо работать но и хорошо отдыхать,- вспоминает сторожил села М.И. Князев, - Ребята рядились в хромовые сапоги, тужурки, рубашку- косоворотку, подпоясанную пояском, на котором были подвязаны бляшки, и обязательным атрибутом была трость – для форсу. Откупали избу рублей за 20 и устраивали там посиделки и танцы. А почему бы и не потанцевать, коли все сделано" Любила наша Костромская молодежь кадриль. История этого русского танца, именно русского, хотя энциклопедические словари утверждают, что кадриль родилась в салонах французских вельмож, но завезенная при Петре -1 в Петербург она быстро распространилась по перифериям. Из залов дворянских собраний в помещичьи усадьбы и далее на деревенские гулянки. В костромские села кадриль привезли отходники. По душам пришелся местным плясуньям заморский танец. Однако подошли творчески: так основательно переделали на свой лад, что от французского салонного танца, осталось одно название. В хореографический рисунок ввели элементы народных игр: ручеек, воротца, челнок. А мелодию позаимствовали у любимых песен: « Ах вы сени, мои сени», «Ехал на ярмарку ухарь – купец», « Во саду ли».
"А какие пьесы мы ставили в нашем в самодеятельном театре! – рассказывает, сторожил села, бывшая учительница Екатерина Петровна Тараканова, - актерами были не только учителя, но и самый разный контингент. Были тут и технички, и агрономы и даже сам председатель колхоза. В общей сложности набиралось человек 20. Пьесы ставили не только для местных жителей, но и ездили в соседние деревни, а добираться приходилось то на тракторе, то на лошади. Это было очень интересное время".
До Великой Отечественной войны в Жданово насчитывалось около 90 домов, сейчас около 40. Но всё таки радует то, что деревня не умирает, а наоборот возрождается. Становится еще краше. Появляется больше молодежи, а значит будет жить русская деревня...
Возрождение
Это моя деревня:
Домики в два ряда
Рядом стоят деревья,
Колодец, а в нем вода,
Небо шатром над нами -
Синее без границ.
Солнце своими лучами
Наших касается лиц.
Пруд под горой как блюдце,
С ряской у берегов.
Лягушки с утра зальются,
Множеством голосов.
Летом здесь много зелени,
Воздуха, тишины.
Травы в лугах не мерены,
Буйны, густы и сочны.
Ну а зимой метелица
песни свои поет,
Белой порошей стелется,
сугробами у ворот.
Мне дорога деревня:
Здесь и легко и тепло…
Только печально видеть
Церковь без куполов
Обидели нашу красавицу
В давние времена.
Русь же церквами славится,
Какой ни была б она.
Но я в возрождение верю,
И пусть это будет не сон:
Однажды мою деревню
Разбудит церковный звон.
Автор:
учитель русского языка и литературы
Шуваловской средней школы Тараканова С.С.
Работу выполнили:
краеведческий кружок ДДТ Костромского района
при Шуваловской средней школе
Руководитель:
Румянцева Валентина Петровна
.