"Поколение" - поколениюВиртуальный музей Костромского муниципального района |
Жизнь…
Как и чем её измерить?
Быть может, просто суммой лет?
Но разве возраст - тот критерий,
Что даст итоговый ответ?
Общественная истина гласит: каждая эпоха творит своих героев. XX век оказался чрезвычайно богатым на события, вождей, вершителей судеб. Где они, эти кумиры миллионов, сейчас? Река Времени вычеркнула из памяти народной имена многих из них.
А кумирами моего поколения, как ни странно, являются певцы, «американские и западные звёзды». Чему мы учимся у них? Человечности, нравственности, милосердию, благородству, культуре? Конечно, нет, но почему они кумиры, почему мы не замечаем настоящих истинных героев, живущих рядом с нами?
Может, потому, что мы черствы и не интересуемся никем, кроме себя. А может, во всём виноваты средства массовой информации, показывая нам «легкую, беззаботную, красивую жизнь», а «о доблести, о подвигах, о славе» немодно стало говорить? На экранах телевизоров – «развлекаловка», различные шоу, детективы и боевики. Возможно, пора уже на уроках истории оперировать не только цифрами, событиями и фактами, а «видеть человека в истории». Ведь в море Прошлого, Настоящего и Будущего всегда были и будут «человеческие маяки». Они – нравственные ориентиры, без них легко заблудиться или сбиться с истинного пути. Найти этот нравственный ориентир для себя – вот цель, к которой должно стремиться наше поколение.
Кто и как влияет на нашу судьбу? Чей жизненный и профессиональный опыт наиболее значим и ценен для нас?
Я глубоко убеждена в бесценности опыта любого человека, однако особенно трепетно отношусь к людям, чья профессия связана с учительством.
Учитель открывает нам дорогу в будущее. Именно он является одним из первых маяков, который указывает верный путь, закладывает нравственные основы. В любые времена учитель – это одна из самых важных, но в то же время самых трудных профессий. Я считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Нельзя быть учителем на «пять уроков». Он вбирает в себя жизнь во всем многообразии, сложности и безграничности. Всё пригодится в его труде: боль за чью-то судьбу, потрясение от кинофильма, открытие для себя художника, политика, изобретателя. Ведь учителя – это люди отдачи, и чем богаче их внутренний мир, тем больше они отдадут своему ученику.
«Как и чем измерить жизнь и труд учителя?» - такой вопрос я задала себе, сверстникам и взрослым. Так и возникла тема моей исследовательской работы.
· Проследить основные вехи жизненного пути Косяшниковой Руфины Николаевны;
· Изучение семейного архива
Объект: основные вехи жизненного пути Косяшниковой Руфины Николаевны
Её педагогическая деятельность
Клименко Оксана, 10 класс, МОУ Кузьмищенская СОШ
Хронологические рамки работы: 2009 - 2010 год
Наша работа может быть использована на уроках истории, истоков, при проведении диспутов и дискуссий, при проведении мероприятий, посвященных Году Учителя, при проведении мероприятий в школьном музее.
Апробация прошла на школьном конкурсе исследовательских работ.
Предполагаю, что мерилом жизни и труда учителя являются: богатейший внутренний мир, огромная самоотдача, количество «хороших воспитанников». Предполагаю, что рядом с нами живут такие люди, которые своим образом жизни заслужили уважение, и их можно считать «героями нашего времени».
Здравствуйте, уважаемые участники опроса! Прошу вас принять участие в моём исследовании и ответить на вопросы:
Спасибо за участие в исследовании!
Количество участников опроса: 58
1.Под словами «настоящий учитель» подразумевается:
«Настоящий учитель» – это добрый, терпеливый, справедливый человек 33%
«Настоящий учитель» - умный, эрудированный человек 25%
«Настоящий учитель» - это мудрый педагог 28%
«Настоящий учитель» - он с чувством юмора и требовательный 5%
«Настоящий учитель» - он всегда что-то выдумывает, пробует 5%
«Настоящий учитель» находит подход к любому ребёнку 4%
2.По результатам опроса «можно ли считать учителя героем нашего времени»
· ответили «да» 65%
· ответили «нет» 25%
· ответили «не знаю» 10%
3.Для наглядности представлю результат ответа на третий вопрос в виде диаграммы:
1.Учителями рождаются или ими становятся?
Ответили «становятся» 80%
Ответили «рождаются» 20%
2.Считаете ли вы, что учитель - это честь, ум и совесть нашей страны?
«Считаем, что на совести, чести и мудрости держится весь учительский труд» ответили 75%
«Да, считаем, что нравственные качества ученика, не может воспитать безнравственный человек» ответили 18%
«Нет» ответили 7%
3.Как и чем можно измерить труд учителя?
Для наглядности представлю результат ответа на третий вопрос в виде диаграммы:
«Моё военное детство»
«Родилась я 19 декабря в 1931 году в семье сельских тружеников: Порошина Николая Михайловича и Порошиной Лукерьи Тимофеевны в с. Козловка Оренбургской области. Моя мать вышла замуж за отца семерых детей. Совместных детей у них было двое. Один мальчик умер, осталось восемь. Семья была трудолюбивая, дружная. Мама работала дояркой, а отец - завскладом в колхозе. В 1940 году я пошла в школу. Учиться мне нравилось, а особенно любила уроки труда. В нашем селе была артель (вязали пуховые оренбургские платки). Мама брала работу и на дом, а я вместе с сёстрами ей помогала.
Когда началась война, всех мужчин забрали на фронт. В колхозе остались одни дети да женщины. Время было трудное. Весной работала на сеялке, летом - на сенокосе, осенью – на уборке урожая и на зернотоке, а зимой училась. В школе после уроков засиживались до глубокой ночи, все школьники вязали носки, трёхпалые перчатки и всё посылали на фронт. Пытались хоть каким – то образом помочь солдатам, поддержать их. Пережить войну не так – то просто: голод, холод и постоянный страх смерти. Чтобы не умереть от голода приходилось, есть лебеду, пестики, делать муку из коры деревьев. Никогда не забуду мамину военную похлёбку: вода, щавель, лебеда да горсточка отрубей, но и этому были рады. Тяжело это всё вспоминать…»
Она замолчала и смахнула слезу, а потом скромно добавила: «А знаете, чему нас научила война? Доброте! Казалось бы, смерть, разруха, голод, а люди последним друг с другом делились».
«Первые рабочие университеты»
«После войны я закончила семь классов и пошла работать в свой колхоз учётчиком-землемером, а через год - учеником бухгалтера в сельпо. Научилась составлять отчёты, выдавать и принимать деньги, но через полтора года эту должность сократили. Поэтому пришлось мне переехать к своим сводным сёстрам в казахский город Джамбул.
Устроилась на работу в прессовочный цех и стала осваивать для себя новую профессию. Работа была тяжёлая. Овечью шерсть приходилось прессовать в большие кипы, а затем отправлять в складское помещение. При работе с прессом получила травму, пришлось сменить профессию.
Устроилась работать на швейную фабрику. Мне сразу понравилась эта работа, ведь с детства нас мама приучала к рукоделию. Мама очень хорошо вышивала и гладью, и крестиком. Быстро я научилась и кроить, и обмётывать, и шить. Хорошо, что на моём пути встретилась Нина Петровна Беляева, мастер нашего цеха, удивительно умный и мудрый человек. Она перевела меня в цех заказов, и стала я шить «эксклюзивные вещи», но денег получала мало, а ещё родителям надо помогать, пришлось оставить свою любимую работу.
Устроилась на Джамбульский суперфосфатный завод. Работала в цехе на конвейере, на колчедане (вредный цех). Колчедан шёл сырым в печь. В печи обжигали, добавляли кислоты. Без отрыва от производства училась на вечерних курсах, получила специальность - лаборанта химической очистки. На заводе познакомилась с будущим мужем, Косяшниковым Иваном Игнатьевичем, фронтовиком, монтажником тепловых электростанций. Работал он в организации "Средазэнергомонтаж" : устанавливал турбины для электростанций, так и стала я кочевать за мужем от одной электростанции до другой, от одного города до другого. Родились дети: Татьяна и Ирина».
Она вздохнула тяжело, а на лице, как не странно, была улыбка. «Знаете, а это было удивительное время – время поднятия страны из руин. Мы мечтали о новой счастливой жизни, о новых красивых городах».
«Час учительства настал…»
«Когда мы переехали в город Безмеин в Туркмению на строительство электростанции, я решила устроиться учителем домоводства в школу №2. Меня приняли на работу, так как в школе не было учителя труда, но только с испытательным сроком, и чтобы я получила образование. Пришлось мне поступить в Безмеинский строительный техникум. И закончить его заочно. Семь лет проработала я в школе №2. Сколько было идей, задумок: выставка национальной одежды; конкурс на лучшее блюдо; конкурс мягкой игрушки. Мои ученики любили заниматься рукоделием, такие терпеливые, усидчивые. Мне нравилось с ними работать. В 1970 году к 100-летию В.И. Ленина открылся Дом Пионеров в г. Безмеине и меня назначили его директором. 20 лет проработала я на этой должности. Начинала с нуля, а уже к 1990 году было открыто и работали 33 кружка: судомодельный, авиамодельный, кройки и шитья, КИД и т.д.. Организованы и проведены 4 форума «Дружбы Юных». В Безмеин приезжали ребята из разных республик СССР. Работы было много: принять, разместить, продумать и провести все мероприятия, организовать встречи с интересными людьми. А как было интересно ребятам»!
Интересу к жизни и энергии Руфины Николаевны можно только позавидовать. Её жизненный и творческий путь можно считать лишним подтверждением известной истины, что под лежачий камень вода не течет. Многие творческие замыслы, иногда, казалось бы, фантастические, осуществились именно благодаря тому, что она не просто талантлива и полна идей, но и умеет настаивать, убеждать, рисковать, брать ответственность на себя.
«Черная полоса моей жизни»
«В 1994 году у меня случилось большое